Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Нотная библиотека князя Владимира Фёдоровича Одоевского

25 июня 2020 года
Экскурсоводы Ленинки рассказывают

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ, председатель секции музыкальных библиотек РБА, кандидат педагогических наук Алла Алексеевна Семенюк рассказывает о нотной библиотеке князя Владимира Фёдоровича Одоевского.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Раскрытие фондов является одним из главных направлений работы Российской государственной библиотеки. Ядро фонда РГБ составляют книжные памятники, как единичные, так и целые владельческие коллекции.

В 1980 году в РГБ приступили к составлению каталогов владельческих коллекций выдающихся российских деятелей. Об одном из них, князе Владимире Фёдоровиче Одоевском (1804—1869), чья коллекция хранится в библиотеке, ранее уже говорили. В обзор вошли книги по философии, эстетике, педагогике, естественно-научные и историко-литературные труды. Но раскрытие богатейшей коллекции Владимира Одоевского не будет полным, если не сказать о нотных изданиях и музыкальных трудах, входящих в библиотеку, о сочинённых им музыкальных пьесах.

В отчёте Румянцевского музея за 1867—1896 годы было отмечено, что в коллекции Одоевского широко была представлена «история и преимущественно история музыки, равно как и теория этого искусства».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Известно, что князь любил музыку, был прекрасным музыкантом, историком и теоретиком. Кроме того, после переезда в Москву у Одоевского, несмотря на то, что в «его гостеприимном кабинете встречались люди самых разнообразных профессий и специальностей», «начался довольно заметный поворот интересов и деятельности в сторону музыки». Он целенаправленно собирал ноты и книги по музыке, которые покупал не только в русских магазинах или книжных лавках, но и «через купцов-букинистов разыскивал редкие материалы», заказывая их за границей. Известно также, что многие его друзья, знакомые учёные и литераторы дарили ему свои книги по музыке и ноты — об этом говорят оставленные на книгах их автографы и дарственные надписи.

В Дневнике Одоевского читаем: «Священник Зачатьевской церкви ... привёз мне Обиход и Праздники издания 1772 года», «... молодой Веневитинов ... обещал ещё прислать старых нот». В свою очередь и сам Одоевский щедро дарил друзьям издания из своей библиотеки: «... американец Юнг (подарил ему Обиход и Праздники)...»; «... Яромир Эрбен — подарил ему синодский Ирмологий»; «Екатерине Алексеевне [Хомяковой] дал коллекцию симфоний Гайдна. Лаубу — Reismann’а, жене его Merkel’s Stimme und Sprache Organ».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Напомним факт передачи Ольгой Степановной Одоевской, вдовой Владимира Фёдоровича, после его смерти бόльшей части нот в Московскую консерваторию. Какое-то количество этих нот затем перешло в Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки — ныне Российский национальный музей музыки. В книжной части коллекции Одоевского в РГБ были выявлены ноты и книги по музыке в процессе подготовки «Каталога библиотеки В. Ф. Одоевского». В 1993 году часть нот переставили в фонд отдела нотных изданий и звукозаписей.

Хронологические рамки музыкальной коллекции Одоевского, находящейся в РГБ — от 1606 до 1863 года. Сюда входят более 40 историко-теоретических изданий с нотными примерами, около 20 собственно нотных изданий.

Известно, что во многих книжных изданиях Одоевский проставлял чернилами шифр, сочетающий в себе римские, арабские цифры и буквы латинского алфавита, обозначающие отрасль знания (и одновременно шкаф), полку и место на полке. Такой же шифр встречается и в нотах. Например, в издании Feillée Fr. «Nouvele méthode pour apprendre facilement les regles du plain-chant et de la psalmodie...» мы видим запись «N. XXVI 1/6», где «N.» — ноты, «XXVI» — номер шкафа, «1» — номер полки, «6» — место на полке. Практически на всех изданиях имеются факты принадлежности их Одоевскому.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Помимо известного экслибриса с гербом князей Одоевских на нотах и музыкальных историко-теоретических трудах сохранились автографы Владимира Фёдоровича на русском и французском языках, написанные ручкой с чёрными чернилами, реже карандашом. Чаще всего владелец оставлял их на переплёте, обложке, титульном листе.

В нотах можно увидеть разные варианты автографа: В. Одоевский, К. В. Одоевский, Кн. В. Одоевский, Ex libris Pr. W. Odoewskoy, P.W.O., Prince W. Odoewsky, W. Odoewsky и другие. Многочисленные карандашные пометы на страницах изданий говорят о том, что владелец их изучал, осмысливал. Встречаются такие «следы» работы, как отчёркивания ногтем, знаки «NB», «!», даже нотная правка. На корешках некоторых изданий можно увидеть прямоугольные наклейки с указанием отрасли («Mus») и номер полки и место, а также тиснёные золотом буквы «P.W.O» и «К.В.О».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Внешний облик большинства изданий нотной коллекции весьма скромен: почти все издания в обычных для того времени переплётах. Исключение составляют несколько изданий, имеющих кожаный переплёт, гравированные титульные листы и иллюстрации.

Нередко для удобства работы с материалами одного направления Одоевский объединял небольшие по объёму издания, ноты и книги в единый корешок. Образцом такого своеобразного методико-теоретического «сборника» служит конволют, включающий номера газет, бюллетеней, отдельно изданные статьи по истории арабской, греческой музыки, иллюстрации, таблицы, нотные вкладыши.

Нотные издания и музыковедческие труды демонстрируют разносторонние музыкальные интересы Владимира Фёдоровича Одоевского: народные песни, французская опера, песнопения католической церкви, русская духовная музыка, научные исследования музыкальных инструментов, теория композиции, фуги, методика исполнительства.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Наиболее интересным среди отечественных изданий является «Песенник, или Полное собрание старых и новых российских народных и прочих песен для фортепиано, собранные издателями», изданный в 1797 году. Одоевский всегда тепло относился к фольклору: любил записывать народные песни с голоса Владимира Ивановича Даля или Ивана Евстратьевича Молчанова и по возможности собирал все сборники народных песен. Его исследования по фольклору часто появлялись в печати.

В издании «Песенника» мы видим экслибрис и различные рукописные записки и надписи как минимум пяти владельцев сборника. Главными являются собственноручные комментарии Одоевского к «Песеннику». Небольшой лист является историко-культурным памятником. Исследователи русской музыкальной культуры конца XVIII—XIX веков знакомы с этим документом. В трудах Бориса Львовича Вольмана и  Бернарда Борисовича Грановского даже имеются ссылки на него. К сожалению, цитирование текста было неполным и не всегда точным.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В читальном зале нотного отдела можно познакомиться с полными комментариями Одоевского и других владельцев «Песенника». Расшифровка выполнена Аллой Алексеевной Семенюк при консультации доктора исторических наук Александры Алексеевны Гусевой, сотрудника научно-исследовательского отдела редких книг, и кандидата исторических наук Евгении Эдуардовны Вишневской, заместителя заведующего отделом рукописей.

В заключение ещё раз подчеркнём ценность музыкальной коллекции князя Владимира Фёдоровича Одоевского. Современники отмечали, что главным украшением квартиры князя была «замечательная библиотека, постоянно им дополнявшаяся». Коллекция Одоевского — «не предмет библиофильского любования, а ... источник знаний для её владельца». В настоящее время изучение музыкального фонда библиотеки Одоевского продолжается.


Заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ Алла Алексеевна Семенюк рассказывает о нотной библиотеке князя Одоевского. Фото: Мария Говтвань, РГБ


Некоторые ноты из коллекции Владимира Фёдоровича Одоевского:

  • Арнольд, Юрий (Георгий) Карлович. Краткое руководство к изучению правил композиции / сочинение К. Г. Арнольда. — СПб. : у К. Ф. Гольца, [1840—1842]. — 72 с. — Экслибрис В. Одоевского, тиснёные буквы «К.В.О.» на корешке
  • Байр, Пьер. Метода для виолончели и аккомпанирующего баса / составленная из сочинения гг. Бальо, Левассе, Катель и Бодио, одобренного Парижскою Консерваторию музыки ; пер. С. Зотова.— СПб. : собств. изд.; у К. Ф. Гольца, [1840—1842]. — 28 с. — Автограф неизв. лица с посвящением В.Ф. Одоевскому «Е. С-ву Князю В. Одоевскому»
  • Биргфельдт, К. Новая практическая скрипичная школа / составленная по лучшим сочинениям К. Биргфельдтом ; пер. с нем. К.К. А-да. — СПб. : собств. изд.; у К. Ф. Гольца, [1840—1842]. — 45 с. — Автограф неизв. лица с посвящением В. Ф. Одоевскому «Е. С-ву Князю В. Одоевскому»
  • Destouches, A. C. Amadis de Grece : Tragedie en Musique : pour chant avec l’accomp. instrumentale. — Sec. ed. — A Paris : Christophe Ballard, 1699. — [II], 287 с. — В кож. пер. — Надпись В.Ф. Одоевского «Musique d’André Cardinal Destouches donné in 1699»
  • Feillée, M. de la. Nouvele Methode pour apprendre facilement les regles du plain-chant et de la Psalmodie / par M. de la Feillée. — Nov. ed. — A Poitiers : J.-F. Faulcon et Fr. Barsier, 1782. — 611 с. — Экслибрис В. Одоевского
  • Kastner G. La Harpe d’Eole et la musique comique: études sur les rapports des phénomènes sonores de la nature avec la science et l’art suivies de Stephen ou La harpe d’Eole grand monologue lyrique avec choeurs. — [Партитура]. — Paris : G. Brandus, Dufor et Cie, 1856. — 170, 6 с.: ил., таб. — Автограф В. Ф. Одоевского «Pr. W. Odoewsky»
  • Marpourg, Fr. W. Traite de la Fugue et du Contrepoint, divise en deux parties : Part. 1—2 / par Mr. Marpourg. — A Berlin : Haude et Spener, 1756. — 92 с. —Экслибрис В. Ф. Одоевского, автограф В. Ф. Одоевского «Ex libris Pr. W. Odoewskoy», тиснёные буквы «P.W.О.»
  • и другие.

При подготовке статьи были использованы материалы:

  • Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы / ред.-сост. М.П. Рахманова ; авт. вступ. ст. и коммент. О.П. Кузина, М.П. Рахманова. — М. : Дека, 2005. — 624 с. — (Труды Гос. центр. музея муз. культуры им. М.И. Глинки).
  • Каталог библиотеки В.Ф. Одоевского / Гос. б-ка им. В.И. Ленина — М., 1988. — 490 с. — (Частные собрания в фондах ГБЛ. Каталоги).
  • Грин Ц.И., Третьяк А.М. Публичная библиотека глазами современников (1795—1917) : хрестоматия / Ц.И. Грин, А.М. Третьяк ; Рос. нац. б-ка. — СПб. : РНБ, Искусство России, 2003. — 694 с.
  • Отчёт Московского Публичного Румянцевского Музея (МПРМ). — М., 1871. — 160 стр.

По материалам статьи «Ноты из коллекции князя В. Ф. Одоевского (из фондов Российской государственной библиотеки)» / Семенюк Алла Алексеевна // Музыкальное наследие в современном обществе. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 1—5 октября 2012 года. — М. : ВМОМК имени М. И. Глинки, 2014. — С. 111—118.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться